понедельник, 13 января 2014 г.

Лучшие и любимые фильмы десятилетия 2003-2013

Я тут недавно получил предложение составить список лучших фильмов десятилетия. Я никогда не считал себя кинокритиком. Авторское кино, в основном, проходит мимо меня, так как, просто не получается достать тот или иной фильм в дебрях всемирной паутины. Поэтому, я задался вопросом: Что же я могу сказать нового немногочисленным читателям моего блога здесь, в твиттере и фейсбуке? Во времена, когда есть многочисленные списки лучших фильмов разной тематики на всевозможных киноманских сайтах, сложно проявить индивидуальность. Но однажды подумав об этом, я осознал, насколько же сильно хочется воплотить идею в жизнь. Проверить свои знания. Проверить свою память. И обсудить любимые и интересные фильмы десятилетия. За свою ещё не очень длинную жизнь я посмотрел порядка полутора тысяч фильмов. Есть из чего выбрать, не правда ли?
Я решил сделать список из фильмов, которые, в определенное время повлияли или на мое восприятие жанра, либо на кинематограф в целом. Это фильмы, которые сделали меня таким, какой я есть сейчас. Я специально не стал включать сюда арт-хаус, так как смотрел лишь тясячную их долю. Поэтому мой список будет максимально любительским. Киноманским. Фильмы, о которых я здесь пишу – легко найти в сети, и на полках магазинов. Поэтому читайте, изучайте, и обязательно смотрите. Список составлен не по возрастанию или убыванию, а просто по мере того, как я вспоминал тот или иной фильм. Старался выделить представителей всех жанров.


Лучшие фильмы десятилетия 2003-2013:

Темный рыцарь (2008), реж. Кристофер Нолан. Фильм, изменивший представление о супергеройском кино. Фраза, которая ушла в народ, после успеха фильма: «More dark, more realistic» стала употребляться с завидной регулярностью во время запуска новых проектов о супергероях. И теперь не проходит и года, чтобы не вышло парочки фильмов-подражателей, однако лучше будет сделать очень сложно. Исключительно выверенная история, до дрожи пробирающая игра Хита Леджера и общее состояние хаоса, которое главной темой идет через весь фильм – завораживает.

Король говорит (2010), реж. Том Хупер. Лучшее разговорное кино десятилетия. Просто лучшее. Заслуженно выигравшее все награды, и собравшее сумасшедшую кассу, несмотря на достаточно не простой сюжет.
Нефть (2007), реж. Пол Томас Андерсон. Лучшая драма десятилетия. Восхитительная актерская игра, потрясающая режиссура, изумительная история. Этот фильм не сможет оставить вас равнодушными, посмотрите его обязательно, если ещё не видели.

Черный лебедь (2010), реж. Даррен Аронофски. Не совсем арт-хаус (все-таки слишком попсовый), особенно после того, как сорвал не хилый куш в прокате. В год, когда вышел этот фильм, наконец-то заговорили, что на арт-хаусе можно зарабатывать деньги. И именно после Черного лебедя Аронофски дали бюджет, позволяющий реализовать его идею всей жизни – один из наиболее ожидаемых проектов 2014 года – «Ной».

Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины (2003), реж. Гор Вербински. Фильм, воскресивший пиратскую тему, которая была, казалось, окончательно загублена. Кино, которое я безумно люблю и пересмотрел, наверное, уже раз 100… может, чуть меньше. J Я говорю исключительно о первой части франшизы. Остальные фильмы, пусть другие в свой топ лучших включают.

Олдбой, реж. Пак Чхан Ук / Воспоминания об убийстве, реж. Пон Чжун Хо. (оба 2003) Эти корейские триллеры показали, насколько сильным стал кинематограф Южной Кореи. Конечно, и до них были достаточно интересные проекты, однако именно с Олдбоя и Воспоминаний о корейском кино заговорили во всем мире. Вполне заслужено, на мой взгляд.

Железный человек (2008), реж. Джон Фавро. Удивительно, что в один год вышло два (вместе с Темным рыцарем) совершенно разных по настроению и содержанию супергеройских проекта, которые в одинаковой степени повлияли на то, что мы сейчас имеем в сезон летних блокбастеров. Железный человек, пример идеального традиционного кино по комиксу с существенной долей юмора. Удивительный и неожиданный успех создал целую серию от Marvel и Disney, многослойную и интересную, вылившуюся в супермегаблокбастер J «Мстители». Я думал, сначала поставить Мстителей вместо Железного человека, однако Мстители держатся в первую очередь на заложенном Железным человеком успехе.

Контроль (2007), реж. Антон Корбайн. Лучший биографический фильм десятилетия. Однозначно. Дебютная режиссерская полнометражная картина фотографа и художника Антона Корбайна. Эта картина меня покорила своей картинкой, построением истории, восхитительной игрой Сэма Райли. Именно эта картина открыла для меня творчество группы «Joy Division». Я до сих пор переслушиваю саундтрек фильма. Именно для этого и снимают байопики, чтобы напомнить об ушедших. Напомнили так, что я теперь вряд ли забуду. Очень советую.

Ультиматум Борна (2007), Пол Гринграсс. Думал, какой боевик включить в свой список. Стоял вопрос между Борном и Форсажем. Однако размышления были не очень долгими, так как в плане истории, режиссуры, операторской работы и монтажа Борн однозначный лидер. Форсажи взрывают прокаты из года в год, однако Борна хочется пересматривать снова и снова. Трилогия о Борне вообще пример того, как надо делать фильмы, чтобы с каждым фильмом история становилась увлекательнее. Эволюция Борна не в счет.

Валл-И (2008), реж. Эндрю Стэнтон. За прошедшее десятилетие вышло огромное количество качественных, замечательных мультфильмов. «Рататуй», «Вверх», «Шрек», «Рапунцель», «Как приручить дракона», наконец – «Храброе сердце». Но именно «Валл-И», на мой взгляд, позволил ощутить важность мультфильмов. Это потрясающе рассказанная история, немного проседающая во второй части, но невозможно милая, трогательная и добрая. Лучшее детское кино… для взрослых.

Аватар (2008), реж. Джеймс Кэмерон. Куда ж без него))) Я могу не любить это кино, но игнорировать не имею права. Это действительно революционная картина. С технической точки зрения, конечно, но тем не менее.

Мальчишник в Вегасе (2008), реж. Тодд Филлипс. Конечно же, в этом списке нельзя обойтись без комедий. В моем списке лучшим фильмом десятилетия будет стоять именно Мальчишник. Тут все просто. Я никогда так не смеялся в кинотеатре за все десятилетие, как при первом просмотре Мальчишника.

Остров проклятых (2009), реж. Мартин Скорсезе. Не включить ни одного фильма великого Мартина Скорсезе в список лучших фильмов десятилетия – преступление. Я люблю каждый из вышедших его работ в этом десятилетии. Однако, решил включить именно Остров, потому что, на мой взгляд, это наиболее не типичный, как и Хранитель времени. Но Хранитель, мне кажется, слабее, несмотря на то, что я без ума от самой истории-признания любви к кинематографу, она все же уступает в ритме «Острову проклятых». «Остров проклятых» изумительный триллер, снятый по потрясающей книге. Больше ничего не скажу, сами смотрите.

1+1/Неприкасаемые (2011), реж. Оливье Накаш, Эрик Толедано. Самый добрый, самый веселый, самый оптимистичный, самый европейский фильм десятилетия. Это кино, которое никого не оставит равнодушным. Здесь мог быть фильм Вуди Аллена «Полночь в Париже», но 1+1 – объективно - сильнее.

Развод Надера и Симин (2011), реж. Асгар Фархади. Иранская драма, покорившая меня. Сильно сыгранная, безупречно срежиссированная. Простая, по сути, история, но оторваться просто невозможно.

Джанго освобожденный (2012), реж. Квентин Тарантино. Гений-самоучка добрался до своего любимого жанра и просто не мог сделать его плохо. Потрясающий фильм. Насыщенный таким количеством киноманского кайфа, что после просмотра не хочется подниматься с кресла и быстрее пересмотреть снова. Саундтрек подобран таким образом, что прослушивая их после просмотра, картинка сама возникает перед глазами. Некоторые треки до сих пор в наушниках.

Перед полуночью (2013), реж. Ричард Линклейтер. Я не мог не включить этот фильм в список по нескольким причинам. Это часть лучшей мелодраматической трилогии не только десятилетия, но всего прошедшего века. Это лучшая, мощнейшая часть всей трилогии. Изумительно снятая, безупречно сыгранная. Смотреть, пересматривать и ждать ещё девять лет, может быть это ещё не конец.

Географ глобус пропил (2013), реж. Александр Велединский. – я не мог оставить список без русского кино. Несмотря на то, что сейчас наш кинематограф переживает не лучшие времена, снимать мы не разучились. И Георгаф тому подтверждение. Я не видел более душевного кино «ни о чем», со времен… да никогда, наверное.  Это потрясающее чувство, когда на экране практически ничего не происходит, но почему то так интересно, что тебя просто не отпускает ни на секунду, вплоть до финальных титров. Браво.

Далласский клуб покупателей (2013), реж. Жан-Марк Валле. «Запрыгнувший» в последний вагон уходящего поезда, наверное, лучший фильм из списка для меня на данный момент. Потому что ещё очень близкий. До сих пор удерживаемый памятью с такой силой, что я помню все до мельчайших подробностей. С безупречной, канонической актерской работой Меттью МакКонахи и Джареда Лето. Я обязательно пересмотрю этот фильм, несмотря на то, что он очень тяжелый эмоционально.

Игра престолов (2011-…), Алан Тейлор, Тимоти Ван Паттен, Нил Маршал, Девид Бениофф и другие. Закончить свой топ лучших я хочу сериалом, который не могу назвать сериалом. Это один бесконечный фильм. Это без сомнения событие в кино. Настало время, когда телевидение стало конкурировать с кино не только сюжетами (которые всегда были сильной стороной зарубежных сериалов), но и масштабом постановки. Безусловно - лучший сериал-фильм десятилетия.

Как вы возможно заметили, в списке нет ни одного фильма ужасов. Не то чтобы я их не люблю, правда, смотрю достаточно редко представителей данного жанра. Наверное, из самых сильных фильмов десятилетия я бы выделил франшизу Пила. Она достаточно серьезно повлияла на дальнейшее развитие этой жанровой ниши, а так же классический ужастик - фильм 2013 года – Заклятие.
Напоследок я хотел бы поделиться списком своих любимых фильмов этого десятилетия. Фильмами, которые, несмотря на то, что не попали в итоговый топ, любимы мной не меньше, а некоторые даже больше. Тут я максимально субъективен. Первый список состоит из сильнейших фильмов десятилетия, но не все из них, я смогу посмотреть повторно, некоторые (как, например, Аватар) не являются любимыми фильмами, а второй - это кино, которое я люблю, и буду смотреть снова и снова.
Итак:

Город грехов (2005), реж. Роберт Родригес
Город воров (2010), реж. Бен Аффлек
500 дней лета (2009), реж. Марк Уэбб
Дитя человеческое (2006), реж. Альфонсо Куарон
Залечь на дно в Брюгге (2007), реж. Мартин МакДона
Плохие парни 2 (2003), реж. Майкл Бэй
Поцелуй навылет (2005), реж. Шейн Блэк
Рейд (2011), реж. Гарет Эванс
Солдаты неудачи (2008), реж. Бен Стиллер
День радио (2008), реж. Дмитрий Дьяченко
Властелин Колец: Возвращение короля (2003) (как, впрочем, и вся трилогия), реж. Питер Джексон

Итак, я закончил подводить итоги прошедшего десятилетия. Уф…
С удовольствием бы почитал комментарии. Все-таки не так это было просто составить, и хотелось бы увидеть хоть какой-то отклик. Как сказала одна прекрасная девушка про составление топ лучших фильмов, что это лишь «интернет-нарциссизм». Ну что ж, я с ней полностью согласен.


Комментариев нет:

Отправить комментарий