воскресенье, 15 июня 2014 г.

Фильмы из программы "Свои", просмотренные на кинофестивале "Зеркало"







За время работы кинофестиваля "Зеркало" мне удалось посмотреть семь полнометражных картин. О четырех из них, демонстрировавшихся в программе "Свои", я хотел бы рассказать в этом посте. Вот они:  "Иуда", "Комбинат Надежда" (пишу без кавычек слово Надежда, потому что именно так было в титрах фильма), "Уроки гармонии" и "Жажда".

Кинофестиваль открылся 10 июня во вторник. Фильмом открытия было выбрано "Кино про Алексеева" реж. Михаила Сегала, однако, для меня фильмом-открытия стал "Иуда".


Фильм по повести Леонида Андреева «Иуда Искариот». Иуда, опытный вор, оказывается на базарной площади в тот момент, когда Христос читает проповедь, а апостолы собирают пожертвования. Он выслеживает их и похищает у них казну, но его ловят с поличным. Однако Христос прощает его и, более того, предлагает стать одним из его учеников и по совместительству – казначеем. Потрясенный неожиданным поступком Христа, Иуда решает разобраться во всем и присоединяется к апостолам. Он спорит с ними, пытается отстоять свое право на осознание божественной истины, но понимания не находит и приходит к выводу, что учение Христа может погибнуть, не принеся человечеству пользы. Тогда он решает предать его.

После первого полнометражного фильма Андрея Богатырева "БАгИ", который был снят практически на коленке, за копейки, мне хотелось увидеть, как он смог реализовать картину с бюджетом в 1 млн. долларов. История известная всем, переосмысленная в повести Леонида Андреева, давала не плохой фундамент для картины. Но что получилось в итоге? Из хорошего: актерский состав достаточно мощный (особенно хотелось бы выделить Андрея Шевченкова исполнителя главной роли очень не простая ему выпала роль, и, на мой взгляд, он справился), идея фильма (уже не знаю кого благодарить - режиссера, сценариста или писателя (книги я не читал)), она нашла отклик в моем сердце. И такой взгляд на историю предательства Иудой Иисуса мне показался жизнеспособным.
Теперь о минусах: мне нравится съемка ручной камеры ещё со времен трилогии Борна, однако в "Иуде" от нее устаешь уже через полчаса. Возможно, выбранные локации способствуют этому, а может быть из-за однообразия действия в картине. Процентов восемьдесят хронометража, герои во главе с Иисусом идут в Иерусалим, но дорога эта настолько однообразно снята, что складывается ощущение, будто они ходят кругами. И это несколько утомляет, особенно, когда подобное продолжается больше часа. Теперь про хронометраж - он откровенно раздут. Даже во время просмотра я заметил эпизоды, которые можно было бы выкинуть без потери общего содержания картины. Некоторые эпизоды можно было бы сократить. За время просмотра я раза три смотрел на часы. Увы, это плохой знак.
5/10
за историю, идею, и Шевченкова.

Второй просмотренной картиной на фестивале стала "Комбинат Надежда" режиссера Натальи Мещаниновой. Решил его посмотреть, так как знал об истории создания картины, через что пришлось пройти режиссеру. Было интересно увидеть - стоило ли все этой усилий.

Света любит своего бойфренда, питает отвращение к стажировке в клинике и ненавидит соперницу – проститутку, которую любят все знакомые парни. Дэн – водитель такси, но мечтает о собственном деле. Алеша показывает фокусы на вечеринках, но хочет стать самым богатым артистом в городе. Сережа, Яна и Руслана работают на заводе, но дело их жизни – музыкальная группа. До светлого будущего – пара шагов, но их так трудно сделать – легче скрасить настоящее любовью, алкоголем и музыкой. Так проводит время молодежь в любой точке планеты – даже если эта точка расположена у Полярного круга. Кто из них останется здесь навсегда, а у кого хватит сил сделать шаг к собственному будущему – и какую цену придется заплатить за этот шаг?

"Чернуха" - так о фильме отзывается большинство. Что они подразумевают под этим? Мат, серость жизни как она есть, история, которая могла бы случится в соседней семье. Вот что это. Зритель часто не выдерживает, и со словами - зачем тратить время на просмотр того, что я и так вижу каждый день. И они, возможно, правы.
Картина начинается с обычной пьянки подростков на берегу то ли озера, то ли речки в  закрытом городе Норильске. С первых кадров на зрителя сваливается тонна матных слов, под грузом которых по началу совсем не комфортно. Однако, лично у меня, через несколько минут появилось абсолютно четкое осознание, что мат здесь не повод выделиться, а реальный факт, реальное состояние дел. Да вы сами послушайте себя на подобных "пикниках". Абсолютно точное, на мой взгляд, освещение темы. Не знаю как, но режиссеру со сценаристом удалось втянуть меня в происходящее настолько, что я досмотрел фильм до конца практически на одном дыхании. Очень меня впечатлила актерская работа главной героини фильма. История по сути своей - бытовая, от того, возможно, она так сильно затягивает. Я действительно переживал за девушку Свету, и хотел, чтобы у нее все сложилось. И финал - отличный!
7/10

Уроки гармонии, реж. Эмир Байгазин


Во время медосмотра 13-летнего Аслана унижают перед толпой его одноклассников. Этот инцидент дает толчок развитию его скрытых расстройств личности. Терзаемый неуверенностью в себе, он стремится к чистоте и совершенству, и одержим желанием контролировать все вокруг себя. Аслан живет со своей бабушкой в деревне, в Казахстане, и его компульсивность в итоге приведет к непростым ситуациям…

Про этот фильм на нашем любимом Кинопоиске сказано довольно много. Достаточно посмотреть вот сюда - http://www.kinopoisk.ru/film/682511/news/. Картину у нас представляли продюсер Анна Качко и оператор Азиз Жамбакиев. Фильм был отмечен призом за операторскую работу на прошлогоднем Берлинском фестивале. Он является первым казахским фильмом попавшим на Берлинский фестиваль. Продюсер картины отметила, что фестивальная история "Уроков гармонии" насчитывает уже более 100 кинофестивалей. 
Я бы назвал охарактеризовал эту картину, как "чернуха по-казахстански". Жизнь школьников без прикрас - тут тебе и рэкет, и унижения, насилие, несправедливость, полиция, которая не лучше самых последних садистов. Картина очень тяжелая. Смотреть её не просто. Передо мной сидели две бабули, которые к середине второго часа просто не выдержали и вышли. Я же любовался операторской работой. Нет, я, конечно, переживал герою, оценил силу истории, но больше всего меня порадовала съемка. После просмотренных картин, в которых все было снято с рук, здесь каждый кадр - статичен, композиционно выстроен. Свет и тень, цвет - играют не меньшие роли, чем актеры. Совершенно заслуженная премия. Потрясающая работа. Пересматривать психологически очень не просто, но, возможно, пересмотрю, чтобы изучить ещё раз находки оператора.
7/10.

Жажда, реж. Дмитрий Тюрин
Костя, талантливый художник, возвращается из Чечни с обожжённым лицом и стойкой обидой на жизнь. Он замыкается в себе, мало с кем общается и рисует мрачные портреты в духе Гойи. Однажды бесследно пропадает его фронтовой друг, который во время боевой операции спас ему жизнь. Костя вместе с двумя товарищами отправляется на его поиски. Так, ведомый обстоятельствами, он начинает выходить за пределы замкнутого круга и пытается увидеть мир под другим углом.

У нас в Иваново всего три кинотеатра, и количество прокатывающихся у нас картин - катастрофически мало. Ни одного фильма ограниченного проката до нас не доходит. Приходится обращаться к торрентам. Однако, благодаря кинофестивалю "Зеркало" у нас появляется возможность увидеть хотя бы некоторые из подобных фильмов. "Жажда" - один из них. Фильм, который участвовал в конкурсе Кинотавра ещё в прошлом году, прокатывался в кинотеатрах Москвы и Санкт-Петербурга, добрался и до нас. 
И вот, что я вам скажу - это самый зрительский из увиденных мной фильмов. Тут не хочется разбирать операторскую работу, сценарий, актеров, здесь просто хочется смотреть. Во время просмотра, я поймал себя на мысли, что не очень то и хочу, чтобы картина заканчивалась. Каждый сюжетный поворот, каждый диалог - все настолько на своем месте, что невозможно придраться. Я рекомендую эту картину всем и каждому. Надо будет поискать dvd или blu-ray и приобрести. И вам рекомендую. Поддержите фильм деньгами, пусть режиссер снимает ещё.
10/10.


... продолжение следует... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий